Проблемные вопросы в сфере развития аграрной науки обсудили сенаторы. Ситуация сложилась парадоксальная: АПК, как утверждают исполнительные органы, развивается и в сферу вкладываются немалые деньги. Научная же база, на которой зиждется эта не самая простая сфера, осталась еще с прошлых времен. Получается, что при больших инвестициях отрасль развивается как Бог на душу положит. А ведь еще Шекспир говорил много веков назад: из ничего и будет ничего.
фото из архива «КП»
ИМИТАЦИЯ АГРАРНОЙ НАУКИ?
В своем приветственном слове заместитель председателя Сената Жакип Асанов отметил, что Глава государства в своем Послании обратил особое внимание на проблемы аграрной сферы страны.
– И здесь возникает вопрос: в аграрном секторе какие меры принимаются? За последние 20 лет у нас проводятся только реформы. Вы знаете, что 9 лет назад был создан национальный аграрно-научный центр, который соединил все институты и вузы. Но исследовательские институты движутся в одном, а руководство – в другом направлениях. Это только имитация, – сказал сенатор.
Как подчеркнул вице-спикер, аграрная отрасль в Казахстане должна быть сильной, необходимо особое внимание к науке и подготовке высококвалифицированных специалистов.
– К сожалению, большую часть того, что нужно фермерам, мы покупаем за рубежом. Семена пшеницы, минеральные удобрения, технику – все завозим со стороны. Не внедряются научные основы, улучшающие плодородие земли. Мы не против импорта оборудования и технологий из других стран, иногда это даже эффективно. Вместе с тем повышение плодородия почвы, производство семян, органических удобрений, развитие адаптированного к нашим условиям хозяйства, повышение его продуктивности, производство отечественного продукта для экспорта – это наша с научным сообществом общая задача, – сказал Жакип Асанов.
В свою очередь председатель Комитета по аграрным вопросам, природопользованию и развитию сельских территорий Али Бектаев отметил, что аграрная сфера в стране по-прежнему требует больших затрат.
– Все мы знаем, что в развитии агропромышленного комплекса страны и обеспечении продовольственной безопасности важную роль играют сочетание производства с наукой, внедрение новых технологий, поднятие науки на новый уровень, подготовка квалифицированных специалистов, работающих в этой сфере. Как отметил Глава государства в своем Послании, современное сельское хозяйство должно стать высокотехнологичной отраслью, подчеркнув, что не почвенные условия или погода, а инновационные методы делают отрасль успешной, – сказал Али Бектаев.
Для того чтобы соединить науку и аграрную сферу, в 2015 году был создан НАО «Национальный аграрный научно-образовательный центр» (НАНОЦ). Председатель правления НАНОЦ Бауыржан Касенов не стал говорить, как все хорошо складывается, и начал с того, что система научного обеспечения АПК Казахстана представлена НАНОЦ, в состав которого входят 3 вуза, 12 НИИ, 17 опытных станций и 2 сервисные компании. Без учета вузов количество научных сотрудников составляет всего 832 человека. При этом из данного количества только 296 человек имеют ученую степень.
– Начиная с 1990 года критическое недофинансирование аграрной науки породило различные реформы, в результате которых количество научных сотрудников уменьшилось более чем в 7 раз, что в итоге привело к снижению качества результатов научных исследований, – констатировал Бауыржан Касенов.
На сегодня наблюдаются низкая технологичность и производительность отрасли АПК по сравнению с зарубежными странами. Показатели ниже в 3–4 раза по сравнению даже с соседней Российской Федерацией.
– В целом НАНОЦ при правильном выстраивании работы и достаточном финансировании может достигнуть эффекта коллаборации науки и бизнеса. Так, например, по бразильскому опыту ежегодно из госбюджета напрямую выделяется 1 миллиард долларов аналогичной
НАНОЦ компании. По аргентинскому опыту – в обязательном порядке согласно законодательству 0,5% от импорта сельхозпродукции отчисляется на аграрную науку. Компании в этих странах имеют разветвленную сеть центров компетенции (ЦРЗ), в каждом штате по специализациям в эти структуры привлекаются ученые из лучших международных научных исследовательских организаций, – рассказал ученый.
Бауыржан Касенов отметил, что в стране необходимо создать агрохаб, а для этого предлагается к имеющимся ресурсам НАНОЦ добавить коллаборацию с признанными международными научными центрами, адаптацию образовательных программ под субъекты АПК. Ученые считают важным внести в правила субсидирования и льготного кредитования обязательную экспертизу и научное сопровождение, а также развивать агроконсалтинг.
– Объединение этих усилий позволит нам готовить для АПК востребованные кадры, продвигать отечественные научные разработки, организовать трансфер зарубежных передовых технологий и в конечном итоге увеличить технологичность и производительность труда в АПК в 2,5–3 раза, – считает глава НАНОЦ.
НОВОЕ АВТО ПО ЦЕНЕ СТАРОГО ВЕЛОСИПЕДА
Так почему в Казахстане достижения аграрной науки не внедряются в производство на должном уровне, как в других развитых странах? Таким вопросом задался вице-президент НАН РК, председатель правления – ректор НАО «Казахский национальный аграрный исследовательский университет» Ахылбек Куришбаев.
– Эта проблема связана не с фермерами, а с самими учеными. Если будут создаваться высокопроизводительные суперсорта, внедряться высокоэффективные агротехнологии, фермеры сами будут стоять в очереди и покупать разработки ученых. А почему у нас таких сортов нет? – задался вопросом Ахылбек Куришбаев и сам же предложил ответ на него.
Во-первых, проблема в финансах, считает ученый. На всю селекцию сельскохозяйственных культур в Казахстане будет выделено 1 млрд тенге – это чуть более 2 млн долларов, а в развитых странах на 1 сорт одной культуры тратится минимум 1 млн долларов. То есть суперсорт на наши финансы не вывести! Во-вторых, проблема в подходе. В развитых странах сорт разрабатывается методами биотехнологии, на основе генных исследований. Например, для производства засухоустойчивого сорта завозится лучший генотип, произведенный в другом государстве, и адаптируется к местным условиям.
– А у нашего селекционера нет ни нужной биотехнологической лаборатории, ни фитотрона, ни теплицы, ни национального генетического фонда растений, как в других странах. Проще говоря, мы хотим купить новый автомобиль по цене существующего старого велосипеда, – сказал Ахылбек Куришбаев.
Ахылбек Куришбаев как ученый, экс-министр сельского хозяйства и экс-сенатор видит, в чем состоит решение проблем. Так, для подготовки сельскохозяйственных кадров и придания нового импульса аграрной науке, по его мнению, необходимо долгосрочное и стабильное финансирование программ развития казахстанских исследовательских университетов. Сейчас этого нет. В 2023 году госзаказ по сельскохозяйственным специальностям будет выполнен лишь на 59%, в этом году 70–80% государственных грантов по специальностям «рыболовство», «животноводство», «водные ресурсы» не освоены. Например, в высшие учебные заведения республики в этом году поступили на зоотехнию всего лишь 100 человек, а на водные ресурсы и водопользование – 108 человек. О каком развитии отрасли можно говорить при такой подготовке кадров?
Как известно, в основном молодые люди из сельской местности поступают на специальность «сельское хозяйство». Проходной балл для претендентов на получение государственного гранта в национальное высшее учебное заведение составляет 60. Большая часть абитуриентов, набравших более 60 баллов, выбирает престижные педагогические и инженерные специальности.
– Поэтому мы просим снизить проходной балл по направлению «сельское хозяйство» до 55. Кроме того, абитуриенты, поступающие на образовательную программу «Водные ресурсы и водопользование» не могут преодолеть пороговый балл по причине неправильного определения переченя профильных предметов при сдаче ЕНТ: математика плюс физика. Для решения проблем в водохозяйственной отрасли страны требуются специалисты, владеющие базовыми знаниями по географии, потому что их профессиональная деятельность тесно связана с водными и земельными ресурсами, с такими географическими компонентами геосистем различного уровня, как поверхностные и подземные воды, объекты сельхозводоснабжения и обводнения пастбищ. Поэтому география и математика должны стать профильными при сдаче ЕНТ, – сказал ученый.
Также, уверен Ахылбек Куришбаев, надо увеличить сельскую квоту для поступающих на аграрные специальности с 35 хотя бы до 50%. К слову, по программе «С дипломом – в село!» за 14 лет ее существования в село переехали 95 тыс. специалистов, из них в сферу АПК – всего 3%.
По статистике более 50% выпускников аграрных специальностей не едут в село.
– Идет резкий отток абитуриентов, поступающих в аграрные вузы. В таком случае что произойдет с будущим села и с сельским хозяйством? Поэтому необходимо принимать последовательные и системные меры по развитию сельского хозяйства. Я считаю, что эти изменения должны начинаться с новой системы аграрной науки и подготовки кадров, – сказал Ахылбек Куришбаев.
Подводя итоги работы правительственного часа, сенатор Али Бектаев отметил, что озвученные проблемы и их решения, а также предложения будут доработаны и включены в рекомендации, которые направятся в адрес Правительства.