Объемы и источники внутренних затрат
Объем внутренних затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в Республике Казахстан в 2023 году составил 172,6 млрд тенге (383 млн долларов США), что на 42% больше, чем в 2022 году, и на 58% больше, чем в 2021 году (таблица 1). Внутренние затраты на НИОКР в долларах США в 2023 г. превысили показатели за все другие годы, начиная с 1995 г., кроме 2013 г. (405 млн долларов США) (рисунок 1). Для сравнения затраты 76 ВУЗов США на НИОКР в 2022 г. превысили цифру 383 млн долларов США, а затраты первого исследовательского ВУЗа США Johns Hopkins University превысили данную цифру в 8,9 раз [1].
Таблица 1 — Источники финансирования внутренних затрат на НИОКР
Объем финансирования, млрд тенге | |||
Источник финансирования | 2021 | 2022 | 2023 |
Всего | 109,3 | 121,6 | 172,6 |
республиканский бюджет | 63,7 | 81,5 | 128,3 |
собственные средства | 36,5 | 28,0 | 27,6 |
иностранные средства | 2,1 | 2,8 | 2,9 |
местный бюджет | 0,4 | 0,4 | 0,7 |
средства юр. лиц | 5,5 | 6,5 | 8,8 |
прочие средства | 1,1 | 2,2 | 4,2 |
Доля от общего финансирования, % | |||
республиканский бюджет | 58,3% | 67,1% | 74,3% |
собственные средства | 33,4% | 23,1% | 16,0% |
иностранные средства | 1,9% | 2,3% | 1,7% |
местный бюджет | 0,4% | 0,4% | 0,4% |
средства юр. лиц | 5,0% | 5,4% | 5,1% |
прочие средства | 1,0% | 1,8% | 2,4% |
Доля от ВВП, % | |||
Всего | 0,134% | 0,117% | 0,145% |
республиканский бюджет | 0,078% | 0,079% | 0,108% |
собственные средства | 0,045% | 0,027% | 0,023% |
иностранные средства | 0,003% | 0,003% | 0,002% |
местный бюджет | 0,000% | 0,000% | 0,001% |
средства юр. лиц | 0,007% | 0,006% | 0,007% |
прочие средства | 0,001% | 0,002% | 0,004% |
Источник: Бюро национальной статистики АСПИР РК |

Рисунок 1 – Внутренние затраты на НИОКР в млн долларов США (Источники: World Bank, Бюро национальной статистики АСПИР РК)
Финансирование НИОКР за счет республиканского бюджета в 2023 году выросло на 57% по сравнению с 2022 годом и составило 128,3 млрд тенге. Доля республиканского бюджета в объеме внутренних затрат на НИОКР также выросла с 67,1 до 74,3%. Наибольшие объемы средств из республиканского бюджета в 2023 году были направлены через программно-целевое (ПЦФ, 60,7 млрд тенге, 47,3%), грантовое (ГФ, 55,5 млрд тенге, 43,2%) и базовое (7,8 млрд тенге, 6,1%) финансирование, объемы которых по сравнению с 2022 годом выросли на 86%, 83% и 6,4%, соответственно.
Доля внутренних затрат на НИОКР от валового внутреннего продукта (ВВП) в 2023 году составила 0,145%, что на 24% выше по сравнению с 2022 годом (0,117%) и на 7,6% выше по сравнению с 2021 годом (0,134%) (рисунок 2). Несмотря на рост, все еще не достигнуто значение 2012-2015 гг. (0,17%). По данному показателю в Глобальном инновационном индексе (Global Innovation Index, 2023) Казахстан находится на 100 месте. По данным Всемирного банка [2] за 2021 год лидерами в мире являются Израиль (5,6%), Южная Корея (4,9%), США (3,5%), Бельгия (3,4%) и Швеция (3,4%). Минимальным рекомендуемым показателем считается 1,0%, который обеспечивают 39 стран. Еще 27 стран обеспечивают расходы на уровне от 0,5 до 1,0%.

Рисунок 2 – Внутренние затраты Казахстана на НИОКР в % от ВВП [2]
Среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) доля правительства в расходах в 2021 году на НИОКР варьировалась от 15,5% (Япония) до 47,0% (Люксембург) при среднем значении 30,2%, тогда как для Казахстана в 2023 доля затрат республиканского бюджета на НИОКР составила 74,3%. Доля правительственных затрат стран ОЭСР на НИОКР от ВВП в 2021 году варьировались от 0,19% (Ирландия) до 1,12% (Южная Корея) при среднем значении 0,61%, а для Казахстана в 2023 году доля республиканского бюджета от ВВП составила 0,108%. Эти данные свидетельствуют о недостаточном бюджетном финансировании НИОКР в Казахстане.
Внутренние затраты на НИОКР в пересчете на 1 специалиста-исследователя в 2023 г. составили 8,0 млн тенге, что на 19% выше, чем в 2022 г. (6,7 млн тенге). Среди стран ОЭСР внутренние затраты на НИОКР в долларах США по паритету покупательной способности (ППС) в пересчете на 1 исследователя в 2021 году варьировались от 53,5 тыс. для Латвии до 526 тыс. для США при среднем значении 148 тыс. Согласно World Economic Outlook 2023, курс доллара США по ППС к тенге составляет 179,7, поэтому объем финансирования НИОКР в пересчете на 1 специалиста-исследователя в 2023 г. в РК составлял 44,6 тыс. долларов США по ППС.
Объем бюджетного финансирования НИОКР в пересчете на 1 специалиста-исследователя в 2023 г. составил 6,0 млн тенге (33 тыс. долларов США по ППС), что на 32% выше, чем в 2022 г. (4,5 млн тенге). Среди стран ОЭСР объем бюджетного финансирования НИОКР в долларах США по ППС в пересчете на 1 исследователя в 2021 году варьировался от 12,4 тыс. для Португалии до 132,53 тыс. для Люксембурга при среднем значении 49,6 тыс.
Направления внутренних затрат на НИОКР
В 2023 г. лидерами по внутренним затратам на НИОКР были сектор высшего профессионального образования (68,3 млрд тенге) и государственный сектор (49,7 млрд тенге). Наибольший рост по сравнению с 2022 г. (81%) показал сектор высшего профессионального образования.
Наибольшие объемы внутренних затрат на НИОКР в 2023 г. были направлены на исследования по инженерным разработкам и технологиям (59,5 млрд тенге, 34,5%) и естественным наукам (58,9 млрд тенге, 34,1%), а наименьшее – по медицинским (8,5 млрд тенге, 4,9%) и социальным (12,7 млрд тенге, 7,4%) наукам (таблица 2). Наибольший относительный рост в 2023 г. по сравнению с 2022 и 2021 гг. наблюдался по социальным наукам — 178% и 319%, соответственно. Также высокий рост наблюдался по естественным наукам: на 63% и 86% по сравнению с 2022 и 2021 гг., соответственно. Внутренние затраты на исследования по медицинским наукам увеличились на 7,4% по сравнению с 2022 г., однако снизилось на 3,5% по сравнению с 2021 г.
Объемы внутренних затрат на НИОКР в пересчете на 1 специалиста-исследователя в 2023 г. варьировались от 3,2 млн тенге (17,6 тыс. долларов США по ППС) для гуманитарных наук до 11,6 млн тенге (64,6 тыс. долларов США по ППС) для инженерных разработок и технологий (таблица 2). Наибольший рост по сравнению с 2022 и 2021 гг. по данному показателю наблюдался для социальных наук: на 130 и 228%, соответственно. По медицинским наукам наблюдается снижение на 22% по сравнению с 2021 г.
Представленные данные свидетельствуют о наиболее существенном недофинансировании исследований по медицинским наукам, а также отсутствии роста внутренних затрат на НИОКР по данному направлению. Среди стран ОЭСР, для которых имеются данные за 2021 г., доля внутренних затрат на исследования по медицинским наукам варьировалась от 5,9% (Чехия) до 21,7% (Греция) при среднем значении 11,3%.
Таблица 2 – Внутренние затраты на НИОКР по научным направлениям
Научное направление | Внутренние затраты на НИОКР, млрд тенге | ||
2021 | 2022 | 2023 | |
Естественные науки | 31,7 | 36,0 | 58,9 |
Инженерные разработки и технологии | 43,7 | 48,9 | 59,5 |
Медицинские науки | 8,8 | 7,9 | 8,5 |
Сельскохозяйственные науки | 14,7 | 14,9 | 20,1 |
Социальные науки | 3,0 | 4,6 | 12,7 |
Гуманитарные науки | 7,3 | 9,3 | 12,9 |
Всего | 109,3 | 121,6 | 172,6 |
Доля, % | |||
Естественные науки | 29,0% | 29,6% | 34,1% |
Инженерные разработки и технологии | 40,0% | 40,2% | 34,5% |
Медицинские науки | 8,1% | 6,5% | 4,9% |
Сельскохозяйственные науки | 13,5% | 12,2% | 11,7% |
Социальные науки | 2,8% | 3,8% | 7,4% |
Гуманитарные науки | 6,7% | 7,6% | 7,5% |
Внутренние затраты на НИОКР в пересчете на 1 специалиста-исследователя, млн тенге | |||
Естественные науки | 6,0 | 6,4 | 9,0 |
Инженерные разработки и технологии | 10,4 | 11,4 | 11,6 |
Медицинские науки | 6,3 | 4,9 | 4,9 |
Сельскохозяйственные науки | 9,2 | 9,6 | 11,1 |
Социальные науки | 1,7 | 2,5 | 5,6 |
Гуманитарные науки | 2,6 | 3,0 | 3,2 |
В 2023 г. из внутренних затрат на НИОКР 87,2 млрд тенге (50,5%) было использовано для оплаты труда, что на 49% больше, чем в 2022 г. (таблица 3), и на 79% больше, чем в 2021 г. Наибольший относительный рост по сравнению с 2022 годом наблюдался по затратам на основные средства (на 123%), в том числе на приобретение научного оборудования (на 110%), доля которых от общих внутренних затрат в 2023 г. выросла до 14,6% и 5,7%, соответственно. Это может быть обусловлено сильной изношенностью научной инфраструктуры и нехваткой современного научного оборудования. Наиболее высокая доля затрат на приобретение научного оборудования в 2023 г. наблюдалась в секторе высшего профессионального образования (6,7%). Среди научных направлений наиболее высокая доля затрат на приобретение научного оборудования в 2023 г. – по естественным (7,5%) и сельскохозяйственным наукам, а наименьшая – по гуманитарным (0,8%) и медицинским (1,8%) наукам. По социальным наукам данный показатель составил 2,5%, а по инженерным разработкам и технологиям – 5,6%. Для сравнения в США в 2021 г. расходы ВУЗов на капитальное оборудование составили 2,7 млрд долларов США (3,0% от их суммарных затрат на НИОКР), из которых 39% — для исследований по наукам о жизни, 30% — инжиниринга и 17% — физических наук. При этом важно учитывать, что стоимость крупного научного оборудования в США, как правило, существенно ниже, чем в Казахстане, а заработные платы – существенно выше.
Таблица 3 – Объемы расходования внутренних средств, выделенных на НИОКР, по различным статьям затрат
Статья затрат | Внутренние затраты на НИОКР, млрд тенге | ||
2021 | 2022 | 2023 | |
Оплата труда | 48,7 | 58,5 | 87,2 |
Приобретение услуг (для собственных проектов) | 17,2 | 15,4 | 20,9 |
Затраты на основные средства (машины, оборудования, здания и другие) | 12,8 | 11,3 | 25,2 |
— из них затраты на приобретение научного оборудования | — | 4,7 | 9,8 |
Прочие текущие затраты | 30,7 | 36,4 | 39,4 |
Всего | 109,3 | 121,6 | 172,6 |
Доля от суммы затрат, % | |||
Оплата труда | 44,5% | 48,1% | 50,5% |
Приобретение услуг (для собственных проектов) | 15,7% | 12,7% | 12,1% |
Затраты на основные средства (машины, оборудования, здания и другие) | 11,7% | 9,3% | 14,6% |
— из них затраты на приобретение научного оборудования | 0,0% | 3,8% | 5,7% |
Прочие текущие затраты | 28,1% | 29,9% | 22,8% |
В 2023 г. в государственный сектор направлено 42,3% средств ПЦФ (2022 г. – 52,4%) и 19,1% ГФ (2022 г. – 25%), в сектор высшего профессионального образования – 30,7% ПЦФ (2022 г. – 22,8%) и 60,2% ГФ (2022 г. – 53,2%), предпринимательский сектор – 17,3% ПЦФ (2022 г. – 11,9%) и 10,0% ГФ (2022 г. – 7,8%), некоммерческий сектор – 9,7% ПЦФ (2022 г. – 13,0%) и 10,7% ГФ (2022 г. – 14,0%). В абсолютном выражении уровень финансирования всех секторов в 2023 г. вырос. В наибольшей степени выросло программно-целевое финансирование предпринимательского сектора (на 170%) и сектора высшего профессионального образования (на 151%). Грантовое финансирование предпринимательского сектора выросло на 133%, а сектора высшего профессионального образования – на 107%.
В 2023 г. 71,7% программно-целевого финансирования было направлено на прикладные исследования, 26,4% — на фундаментальные, 1,15% — на опытно-конструкторские разработки (таблица 4). Такое низкое финансирование опытно-конструкторских разработок, по всей видимости, вызвано сложностью разделения финансирования между прикладными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками, а также тем, что при подаче целевых программ на конкурсы заявители могут выбрать только один вид НИОКР, который позже указывается в договоре с финансирующей организацией. Кроме того, разделить финансирование между данными видами НИОКР может быть весьма сложной задачей. Для решения этой и других проблем сбора статистических данных ОЭСР выпустил Frascati Manual [3], в котором подробно с примерами описываются различия между всеми видами НИОКР, а также различия между НИОКР и другим работами.
Рост объемов ПЦФ в 2023 г. на прикладные исследования по сравнению с 2022 и 2021 гг. составил 84% и 52%, соответственно, и достиг уровня 43,57 млрд тенге (таблица 4). Объем ПЦФ на фундаментальные исследования в 2023 г. составил 16,01 млрд тенге, что на 83% и 167% больше, чем в 2022 и 2021 гг., соответственно.
В 2023 г. наибольшая часть грантового финансирования была направлена на прикладные исследования (29,79 млрд тенге, 53,7%), тогда как на фундаментальные исследования было направлено 23,61 млрд тенге (42,5%). Грантовое финансирование прикладных исследований в 2023 г. на 67% и 160% превысило показатели 2022 и 2021 гг., соответственно, а фундаментальных – на 100% и 137%, соответственно.
В сумме на фундаментальные исследования за счет средств республиканского бюджета в 2023 г. было направлено 44,7 млрд тенге, что составляет 34,9% от всех расходов на НИОКР их республиканского бюджета. Для сравнения в США в 2021 г. доля федеральных расходов на фундаментальные исследования составила 40,0%, тогда как в 2011 г. она была еще выше — 53,3% [4]. Высокая доля бюджетных затрат на фундаментальные исследования в большинстве стран вызвана долгосрочными эффектами от фундаментальных исследований, в которых, главным образом, заинтересовано государство.
Таблица 4 — Объемы программно-целевого и грантового финансирования по видам НИОКР
Вид НИОКР | Программно-целевое финансирование, млрд тенге | ||
2021 | 2022 | 2023 | |
Фундаментальные | 5,99 | 8,75 | 16,01 |
Прикладные | 28,71 | 23,73 | 43,57 |
Опытно-конструкторские разработки | 0,19 | 0,15 | 1,15 |
Грантовое финансирование, млрд тенге | |||
Фундаментальные | 9,95 | 11,80 | 23,61 |
Прикладные | 11,45 | 17,82 | 29,79 |
Опытно-конструкторские разработки | 1,23 | 0,77 | 2,12 |
По объемам внутренних затрат на НИОКР лидируют г. Алматы (77,2 млрд тенге, рост на 65% по сравнению с 2022 г.), г. Астана (36,7 млрд тенге, рост на 60%) и Мангыстауская область (13,6 млрд тенге, без изменений). В г. Алматы в 2023 году было направлено 52,2% всех средств ПЦФ и ГФ, а в г. Астана – 24,6%. Среди регионов лидерами по ПЦФ являются Жамбылская область (2,5 млрд тенге), область Абай (2,4 млрд тенге) и Акмолинская область (1,8 млрд тенге), по ГФ – Карагандинская (3,1 млрд тенге), Восточно-Казахстанская (1,2 млрд тенге) и Акмолинская (1,1 млрд тенге) области, а по базовому финансированию – Жамбылская (539,6 млн тенге), Акмолинская (258,3 млн тенге) и Карагандинская (244,8 млн тенге) области. Финансирование научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования, получают только г. Алматы (1,5 млрд тенге), Карагандинская (310 млн тенге) и Кызылординская (30,9 млн тенге) области.
Базовое финансирование в 2023 г. составило 7,8 млрд тенге, что на 6,4% выше показателя 2022 г. и на 27% выше по сравнению с 2021 г. Базовое финансирование включает расходы по нормам базового финансирования на текущее обеспечение научной инфраструктуры и имущества, в том числе зданий, оборудования и материалов, оплату труда ведущих ученых, административного и обслуживающего персонала. Оплата труда ведущих ученых за счет средств базового финансирования осуществляется с конца 2022 г. Требования к ведущим ученым, оплата труда которых осуществляется в рамках базового финансирования, утверждены приказом Министра науки и высшего образования РК от 13 октября 2022 года № 108.
В 2022 г. запущен отдельный механизм финансирования научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования в области археологии, астрономии, астрофизики, атомной энергии, востоковедения, искусства, истории, культуры, литературы, математики и механики, образования, политологии, религиоведения, социологии, философии, этнологии, языкознания. Данный тип финансирования включает расходы на текущее обеспечение научной инфраструктуры и имущества, в том числе зданий, оборудования и материалов, оплату труда, проведение фундаментальных научных исследований на срок не более пяти лет. Объем данного финансирования в 2023 г. составил 2,0 млрд тенге, что в 2,5 раза выше показателя 2022 г.
Перечень организаций, являющихся субъектами базового финансирования и финансирования научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования, утверждается уполномоченным органом. В 2023 г. на данные виды финансирования приходилось 7,7% от общего объема бюджетных расходов на НИОКР, тогда как в 2022 г. данная цифра составляла 10%. Данные виды финансирования покрывают лишь самые базовые потребности отдельных субъектов научной деятельности, тогда как многие НИИ и ВУЗы испытывают нехватку финансовых средств на развитие их научной инфраструктуры общего пользования. Несмотря на международный опыт, в правилах грантового и программно-целевого финансирования научной и (или) научно-технической деятельности отсутствуют нормы, позволяющие направлять часть финансирование на такие цели. Это оказывает негативное влияние на эффективность реализации многих проектов и программ, так как важное крупное оборудование общего пользования должно иметься в наличии и исправно функционировать на момент начала исследований. Даже в случае возможности приобретения такого оборудования за счет программно-целевого финансирования, на это может уйти до одного года, тогда как на сами исследования и публикацию их результатов останется всего два года или даже меньше, учитывая задержки с объявлением конкурсов.
В США для развития научной инфраструктуры ВУЗов работает система возмещения непрямых расходов (indirect costs) на инфраструктуру и управление (Facilities and administrative F&A costs). Непрямые (накладные) расходы включаются в стоимость федеральных проектов либо выплачиваются дополнительно. Размер непрямых расходов зависит от объема финансирования и расходов ВУЗов на научную инфраструктуру. Ставка непрямых расходов устанавливается специальными агентствами (Cognizant agencies), которые подробно изучают структуру затрат ВУЗов. Европейский союз отмечает важность наличия достаточного объема накладных расходов. В обзоре ЕС по качеству высшего образования в Польше указано, что «установление низких ставок накладных расходов ограничит способность учреждения поддерживать развитие качественных центральных услуг и реализацию общеуниверситетских стратегий, потому что де-факто необходим совместный вклад учреждения». Минимальный размер накладных расходов для грантов European Research Council составляет 20%, а реальный размер часто достигает 40%. Плюсом такого подхода является отсутствие необходимости проведения новых конкурсов (на развитие научной инфраструктуры), так как все средства распределяются в рамках достаточно отработанных конкурсов проектов и программ. Кроме развития инфраструктуры данные средства позволяют привлекать на работу в организации новых сильных ученых (в том числе молодых), выделять им стартовые пакеты, повышать квалификацию сотрудников, проводить работы по внедрению и коммерциализации научных разработок, повышать качество администрирования.
Анализ конкурсов грантового и программно-целевого финансирования, объявленных и завершенных в 2023 г.
В октябре 2023 г. Министерством науки и высшего образования РК были объявлены три конкурса грантового финансирования на 2024-2026 гг., в том числе для молодых ученых и молодых ученых по проекту «Жас ғалым», на общую сумму 120,76 млрд тенге. Важным нововведением общего конкурса ГФ на 2024-2026 гг. является увеличение предельной суммы запрашиваемого финансирования до 150 млн тенге по проектам, для успешной реализации которых требуются приборы или программное обеспечение стоимостью 30 и более млн тенге за единицу. Данное нововведение позволит частично решить проблему нехватки крупного оборудования в ВУЗах и научных организациях, а также позволит ученым проводить более передовые исследования, разрабатывать более конкурентоспособные на мировом уровне продукты и технологии, а также приносить больше пользы науке и обществу.
Согласно Правилам базового и программно-целевого финансирования научной и (или) научно-технической деятельности, грантового финансирования научной и (или) научно-технической деятельности и коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, финансирования научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования (далее – Правила финансирования науки) уполномоченный орган и отраслевые уполномоченные органы до 1 сентября года, предшествующего планируемому, разрабатывают, утверждают конкурсную документацию и объявляют конкурсы на грантовое и программно-целевое финансирование, в пределах средств, одобренных решением Республиканской бюджетной комиссией (РБК). Данные сроки установлены с таким расчетом, чтобы до конца года завершить все конкурсные процедуры (подача заявок, формальная проверка, государственная научно-техническая экспертиза и рассмотрение национальными научными советами) и с 1 января следующего календарного года начать реализацию проектов и программ. Несвоевременное объявление конкурсов может сказываться на эффективности их реализации, достижении прямых и конечных результатов.
В 2023 г. уполномоченный государственный орган (МНВО РК) и 6 отраслевых уполномоченных государственных органов (МЦРИАП, МКС, МТСЗН, МСХ, МЭПР, МВРИ РК) объявили 13 конкурсов на программно-целевое финансирование, в том числе 4 конкурса на 2023-2025 гг. и 9 конкурсов на 2024-2026 гг. (таблица 5). Задержки с объявлением конкурсов на 2023-2025 гг. составили 5-12 месяцев, а указанных конкурсов на 2024-2026 гг. – 0,5-3,5 месяцев. Более длительные задержки с объявлением конкурсов на ПЦФ вызваны необходимостью разработки научно-технических заданий и их утверждения Высшей научно-технической комиссией.
Таблица 5 – Конкурсы грантового и программно-целевого финансирования, объявленные в 2023 г.
ИРН конкурса | Тип конкурса | Финансирующая организация | Дата начала проведения конкурса |
226 | ГФ молодых ученых по проекту «Жас ғалым» на 2024-2026 гг. | МНВО | 13.10.2023 |
227 | ГФ молодых ученых на 2024-2026 гг. | МНВО | 16.10.2023 |
234 | ГФ на 2024-2026 гг. | МНВО | 23.10.2023 |
203 | ПЦФ на 2023-2025 гг. | МЦРИАП | 08.02.2023 |
218 | ПЦФ на 2023-2025 гг. | МНВО | 22.06.2023 |
219 | ПЦФ на 2023-2025 гг. | МЦРИАП | 21.07.2023 |
220 | ПЦФ на 2023-2025 гг. | МКС | 08.09.2023 |
221 | ПЦФ по прикладным научным исследованиям в области охраны труда на 2024-2026 гг. | МТСЗН | 20.09.2023 |
228 | ПЦФ на 2024-2026 гг. | МСХ | 16.10.2023 |
229 | ПЦФ на 2024-2026 гг. | МСХ | 16.10.2023 |
230 | ПЦФ на 2024-2026 гг. | МСХ | 16.10.2023 |
231 | ПЦФ на 2024-2026 гг. | МСХ | 16.10.2023 |
232 | ПЦФ на 2024-2026 гг. | МСХ | 16.10.2023 |
233 | ПЦФ на 2024-2026 гг. | МСХ | 16.10.2023 |
235 | ПЦФ на 2024-2026 гг. | МЭПР | 20.11.2023 |
237 | ПЦФ на 2024-2026 гг. | МВРИ | 19.12.2023 |
МНВО — Министерство науки и высшего образования РК; МЦРИАП — Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК; МКС — Министерство культуры и спорта РК; МТСЗН — Министерство труда и социальной защиты населения РК; МСХ — Министерство сельского хозяйства РК; МЭПР — Министерство экологии и природных ресурсов; МВРИ — Министерство водных ресурсов и ирригации РК. |
В мае и июле 2023 г. были завершены 3 конкурса грантового финансирования, объявленные в октябре 2022 г. (таблица 6). С момента начала конкурсов в информационной системе НЦГНТЭ до даты утверждения последнего решения ННС по конкурсам для молодых ученых прошло около 7 месяцев, а по общему конкурсу – 9 месяцев. Это может свидетельствовать о том, что прописанные в законодательстве сроки проведения конкурсных процедур (4 месяца) не соответствуют реальным временным затратам (7-9 месяцев). Правила базового, грантового, программно-целевого финансирования научной и (или) научно-технической деятельности, действовавшие до 2021 г., требовали объявления конкурсов до 1 мая, за 8 месяцев до начала реализации проектов и программ.
В 2023 г. завершены 7 конкурсов на программно-целевое финансирование, объявленные в 2022 г. уполномоченным органом и 4 отраслевыми уполномоченными органами (МИИР, МТИ, МЭ и МЦРИАП РК). Конкурсы на ПЦФ заняли 3-5 месяцев, что вызвано существенно меньшим количеством заявок по сравнению с ГФ.
Решение проблемы уменьшения сроков реализации проектов и программ возможно внесением следующих изменений в законодательство:
- Установление срока объявления конкуров ГФ и ПЦФ до 1 мая года, предшествующего году началу реализации проектов и программ (вместо 1 сентября). При этом ВНТК должен выносить решения об объемах финансирования до 1 апреля.
- Установление возможности изменения даты завершения трехлетних проектов и программ на 4-й календарный год с переносом части финансирования с первого календарного года на четвертый.
Таблица 6 — Конкурсы грантового и программно-целевого финансирования, завершенные в 2023 г.
ИРН конкурса | Наименование конкурса | Финансирующая организация | Дата начала конкурса | Дата последнего решения ННС |
191 | ГФ молодых ученых по проекту «Жас ғалым» на 2023-2025 гг. | МНВО | 03.10.2022 | 04.05.2023 |
195 | ГФ молодых ученых на 2023-2025 гг. | МНВО | 11.10.2022 | 04.05.2023 |
196 | ГФ на 2023-2025 гг. | МНВО | 17.10.2022 | 19.07.2023 |
197 | ПЦФ на 2023-2025 | МИИР | 09.11.2022 | 28.03.2023 |
199 | ПЦФ на 2023-2025 гг. | МТИ | 12.12.2022 | 21.04.2023 |
200 | ПЦФ на 2023-2025 гг. | МЭ | 29.12.2022 | 29.03.2023 |
203 | ПЦФ на 2023-2025 гг. | МЦРИАП | 08.02.2023 | 12.07.2023 |
218 | ПЦФ на 2023-2025 гг. | МНВО | 22.06.2023 | 31.10.2023 |
219 | ПЦФ на 2023-2025 гг. | МЦРИАП | 21.07.2023 | 13.10.2023 |
МНВО — Министерство науки и высшего образования РК; МИИР — Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК; МКС — Министерство культуры и спорта РК; МТИ — Министерство торговли и интеграции РК; МЭ – Министерство энергетики РК; МЦРИАП — Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК. |
Конкурсы ГФ на 2023-2025 гг. проводились по 10 приоритетным направлениям: Рациональное использование водных ресурсов, животного и растительного мира, экология (РИВР); Геология, добыча и переработка минерального и углеводородного сырья, новые материалы, технологии, безопасные изделия и конструкции (ГДПМУС); Энергетика и машиностроение (ЭиМ); Информационные, коммуникационные и космические технологии (ИККТ); Научные исследования в области естественных наук (ЕН); Наука о жизни и здоровье (НоЖ); Исследования в области образования и науки (ИОиН); Исследования в области социальных и гуманитарных наук (ИСиГ); Устойчивое развитие агропромышленного комплекса и безопасность сельскохозяйственной продукции (АПК); Национальная безопасность и оборона (НБиО). Наибольшее финансирование в рамках конкурсов ГФ, в том числе для молодых ученых (кроме проекта «Жас ғалым»), одобрено по приоритетам НоЖ (142 проекта на 12,9 млрд тенге), ГДПМУС (131 проект на 11,6 млрд тенге) и ИСиГ (169 проектов на 10,2 млрд тенге), а наименьшее – по НБиО (12 проектов на 1,05 млрд тенге), РИВР (48 проектов на 4,23 млрд тенге) и АПК (48 проектов на 4,26 млрд тенге).
Среди специализированных научных направлений наибольшее финансирование одобрено на фундаментальные, прикладные, междисциплинарные исследования в области гуманитарных наук (93 проекта на 5,64 млрд тенге), фундаментальные, прикладные, междисциплинарные исследования проблем образования, науки, культуры и спорта в XXI веке (81 проект на 5,01 млрд тенге), фундаментальные, прикладные, междисциплинарные исследования в области социальных наук (76 проектов на 4,56 млрд тенге), инновационные исследования в медицине и общественном здравоохранении (51 проект на 4,46 млрд тенге), искусственный интеллект и информационные технологии (45 проектов на 3,89 млрд тенге), а наименьшее – на промышленную биотехнологию (72,1 млн тенге), подземные сооружения, грунтовые основания и фундаменты (84 млн тенге), металлические материалы и покрытия (93,1 млн тенге), устойчивое развитие сельских территорий (95,4 млн тенге), комплексная переработка углеводородного сырья (96,3 млн тенге), прикладные исследования в области безопасности и надежности изделий, конструкции и машин (99,3 млн тенге), системы снижения уровня выбросов парниковых газов и поглощения (99,3 млн тенге). По данным направлениям к финансированию одобрены только по 1 проекту. Ни одного проекта не одобрено по исследованию актуальных проблем качества воздуха, извлечение полезного сырья из отходов нефтедобычи, фундаментальные научные исследования в области информатики. Малое количество или отсутствие одобренных проектов по таким важным специализированным направлениям может быть вызвано нехваткой конкурентоспособных исследователей и современной научной инфраструктуры.
По результатам конкурсов ГФ на 2023-2025 гг., в том числе для молодых ученых, наибольшие объемы финансирования были одобрены по инжинирингу и технологиям (257 проектов на сумму 22,2 млрд тенге, 31%), естественным (248 проектов на 21,9 млрд тенге, 30%) и социальным наукам (142 проекта на 8,5 млрд тенге, 11,8%). Наименьшие объемы ГФ одобрены по медицине и здравоохранению (68 проектов на 6,07 млрд тенге, 8,4%), гуманитарным наукам и искусству (104 проекта на 6,34 млрд тенге, 8,8%), сельскохозяйственным и ветеринарным наукам (71 проект на 6,47 млрд тенге, 9,0%).
Среди научных направлений классификатора 2 уровня по естественным наукам наибольшее суммы одобрены на проекты по биологическим (61 проект на 5,81 млрд тенге), физическим (60 проектов на 5,14 млрд тенге) и химическим наукам (56 проектов на 5,03 млрд тенге); по инжинирингу и технологиям – по инжинирингу материалов (56 проектов на 4,87 млрд тенге), компьютерным наукам и информатике (51 проект на 4,44 млрд тенге), машиностроению (38 проектов на 3,15 млрд тенге); по медицине и здравоохранению – по наукам о здоровье (25 проектов на 2,21 млрд тенге), клинической медицине (29 проектов на 2,00 млрд тенге) и общей медицине (12 проектов на 1,09 млрд тенге); по сельскохозяйственным и ветеринарным наукам – по сельскому, лесному и рыбному хозяйству (26 проектов на 2,40 млрд тенге), ветеринарии (23 проекта на 2,09 млрд тенге) и сельскохозяйственной биотехнологии (14 проектов на 1,26 млрд тенге); по социальным наукам – по образованию (60 проектов на 3,69 млрд тенге), экономике и бизнесу (44 проекта на 2,65 млрд тенге) и праву (12 проектов на 684 млн тенге); по гуманитарным наукам и искусству – по языку и литературе (40 проектов на 2,40 млрд тенге), истории и археологии (30 проектов на 1,85 млрд тенге), междисциплинарным гуманитарным наукам (19 проектов на 1,21 млрд тенге). Среди направлений классификатора 2 уровня наименьшее финансирование одобрено по медицинскому инжинирингу (1 проект на 69 млн тенге), психологии и когнитивным наукам (2 проекта на 117 млн тенге), журналистике и коммуникациям (3 проекта на 129 млн тенге), военным наукам (2 проекта на 162 млн тенге), социальной и экономической географии. В рамках общего конкурса ГФ средняя сумма одобренных проектов в диапазоне 90-100 млн тенге зарегистрирована по 17 из 42 научных направлений 2 уровня, в том числе по биотехнологии и прикладной микробиологии – 99,2 млн тенге, промышленной биотехнологии – 99,0 млн тенге, медицинской биотехнологии – 97,3 млн тенге. В рамках конкурса ГФ для молодых ученых средняя сумма одобренных проектов в диапазоне 70-75 млн тенге зарегистрирована также по 17 научным направлениям 2 уровня, в том числе по общей медицине, сельскому, лесному и рыбному хозяйству, химической инженерии, клинической медицине, биотехнологии и прикладной микробиологии – в диапазоне 74-75 млн тенге. Это может свидетельствовать о том, что исследовательские группы вынуждены по максимуму экономить на закупках в рамках проектов, что может негативно сказаться на качестве исследований. Учитывая нехватку современного научного оборудования, а также более высокую стоимость импортных расходных материалов, предельных сумм на 1 проект 100 или 75 млн тенге может быть недостаточно для проведения передовых исследований и разработки конкурентоспособных на мировом уровне технологий и продуктов. В наибольшей степени нехватку средств могут испытывать молодые ученые, которые еще не создали себе лабораторию, оснащенную необходимым оборудованием.
Среди научных направлений классификатора 3 уровня по естественным наукам наибольшее суммы одобрены на проекты по органической химии (21 проект на 1,95 млрд тенге), математике (21 проект на 1,95 млрд тенге), а также физике конденсированного состояния (18 проектов на 1,57 млрд тенге); по инжинирингу и технологиям – по искусственному интеллекту (26 проектов на 2,31 млрд тенге), химической инженерии (19 проектов на 1,74 млрд тенге) и машиностроению (21 проект на 1,71 млрд тенге); по медицине и здравоохранению – по инфекционным заболеваниям (9 проектов на 849 млн тенге), медицинской биотехнологии (8 проектов на 778 млн тенге) и здравоохранению (8 проектов на 675 млн тенге); по сельскохозяйственным и ветеринарным наукам – по ветеринарии (23 проекта на 2,09 млрд тенге), сельскохозяйственным наукам (16 проектов на 1,53 млрд тенге) и сельскохозяйственной биотехнологии (14 проектов на 1,26 млрд тенге); по социальным наукам – по исследованиям в области образования (57 проектов на 3,52 млрд тенге), экономике (32 проекта на 1,93 млрд тенге) и праву (11 проектов на 626 млн тенге); по гуманитарным наукам и искусству – по междисциплинарным гуманитарным наукам (19 проектов на 1,21 млрд тенге), истории Казахстана (15 проектов на 910 млн тенге), языку и лингвистике (14 проектов на 834 млн тенге).
Литература:
1 Rankings by total R&D expenditures. https://ncsesdata.nsf.gov/profiles/site?method=rankingBySource&ds=herd (Accessed 23.07.2024).
2 World Bank. Research and development expenditure (% of GDP). https://data.worldbank.org/indicator/GB.XPD.RSDV.GD.ZS?most_recent_value_desc=true (Accessed 23.07.2024).
3 OECD. Frascati Manual 2015: Guidelines for Collecting and Reporting Data on Research and Experimental Development, The Measurement of Scientific, Technological and Innovation Activities, OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/9789264239012-en.
4 The State of U.S. Science and Engineering 2024, https://ncses.nsf.gov/pubs/nsb20243/discovery-u-s-and-global-r-d#u-s-r-d-performance-and-funding-trends.